Направления раннего развития
Тема раннего развития ребенка – одна из самых популярных среди мамочек на сегодняшний день. И как в любом вопросе, здесь тоже существует два противоположных мнения. Одни родители – всеми руками и ногами «ЗА» ранней развитие, начинают заниматься с ребенком кто с рождения, кто с года, с двух. Другие же – «ПРОТИВ», считают, что все мы изверги и отнимаем у ребенка детство, нагружаем его бедный мозг. Ну, если со вторыми все понятно, не нам их судить, каждый имеет право на собственную точку зрения. Давайте лучше поговорим о первых. О тех родителях, которые считают, что ребенку для счастья нужны не только еда, коляска и песочница с игрушками, но и общение с мамой, её чтение и пение, музыка, рисование, гимнастика, плавание и прочее-прочее.
Методики раннего развития малыша
Все раннее развитие можно разделить на несколько направлений. Я сейчас говорю не о методиках развития, а именно о тех областях, в которых мы можем развивать ребенка. Итак:
1. Физическое развитие
Тут, я думаю, все родители солидарны друг с другом, и понимают, на сколько важно ребенку развиваться физически. За первые свои годы ребенок учится всему и это не преувеличение. Он учится держать голову, поворачивать ею, управлять своими ручками-ножками, учится ползать, сидеть, стоять, ходить и наконец бегать, приседать и прыгать!!! Все это ребенок конечно же может освоить и сам. Никто еще не оставался сидеть в кроватке, если мы говорим о здоровом ребенке. Но если мы поможем ему, его мышцы будут крепче, он лучше будет управлять своим телом, он будет здоровее. Мы можем заниматься гимнастикой, грудничковым плаванием, делать массаж, заниматься на фитболе и на домашнем спортивном комплексе. Мы с Мишуткой, например, ходили на грудничковое плавание с 2 месяцев, занимались дома на фитболе и делали гимнастику Всё зависит от нашего хотения и умения. Я могу лишь посоветовать вам почитать замечательную книгу Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка». Вы будете удивлены, что на самом деле может делать Ваш ребенок, если начать заниматься его физическим развитием с пеленок. Если интересно, оставьте комментарий или напишите мне, я вышлю Вам эту книгу.
2. Развитие мелкой моторики
Уже давно доказано нашими и зарубежными учеными и врачами, что от развития мелкой моторики во многом зависит развитие интеллекта и речи. И здесь у нас огромное поле для занятий. Это лишь короткий список: игры с крупами, пуговицами, застежками, прищепками; пальчиковые игры, пальчиковый театр, рисование пальчиками; лепка из пластилина, теста, глины. В каждой авторской методике есть много примеров, как развивать мелкую моторику. А нам лишь стоит изучить их и выбрать, что подходит нам и ребенку. А самое главное, все это можно делать дома без всяких затрат и даже подготовки! Например, высыпать пшено/гречку/рис в тазик, спрятать там мелкие игрушки – и пусть ребенок копошится, ищет игрушки, пересыпает из ручки в ручку крупу))) Доказано, дети в восторге!
3. Творческое развитие
Сюда можно отнести занятия музыкой, чтение поэзии, изучение живописи. Рисование, лепку, аппликацию, роспись по дереву и много-много других направлений изобразительного творчества. Музыкой сейчас начинают заниматься еще до рождения ребенка, тогда, когда он у мамы в животике. Кому интересно, прочитайте про Сонатал. Чтение ребенку стихотворений, поэм развивает речь, интонирование, пополняет словарный запас. Созерцание картин развивает эстетический вкус ребенка, помогает нам в изучении цветов.
4. Энциклопедические знания и познание мира
Это знания о мире, о явлениях, о великих открытиях человека. Это может быть просто изучение ребенком окружающего мира, ведь все, что он видит вокруг – для ребенка впервые! Важно, чтобы родители понимали это и давали ему познавать этот мир, изучать, исследовать. Не надо на каждом шагу одергивать ребенка, чрезмерно опекать, давайте ребенку свободу и оберегайте лишь в тех случаях, когда это действительно может быть опасно. Есть еще и энциклопедические знания. Это может быть чтение книжек о природных явлениях, о космосе, о животных, птицах. О чем угодно. Сейчас много пособий, карточке для всестороннего развития ребенка. Мы, например, с Мишей очень любим карточки «Мир на ладошке» и всегда с интересом рассматриваем их. Это не реклама, нам действительно нравится)) Знаю, что есть противники этого метода изучения мира. Что можно просто выйти на улицу и там изучать листики, снежинки, тропинки, птичек и зверей. Но у меня есть железный аргумент)))) живого тигра вы не найдете на улице и глубины Красного моря тоже вряд ли покажете в год-два. Зато все это можно показать на картинках и рассказать ребенку о них.
А далее – все более серьезно . У следующих методов есть ооочень много противников, есть минусы, есть плюсы. В двух словах и не расскажешь и я рассмотрю эти методы в отдельной статье. Сейчас просто озвучим.
Тут очень много методик, мнений, плюсов и минусов. Будет отдельная тема. Скажу одно – мы с Мишуткой занимаемся с 6 месяцев. Про результаты пока говорить рано, но я вижу, что ему нравится и он с восторгом смотрит на слова и презентации. И пусть я не научу его читать к 3 годам (а может и к двум научу J), но пассивный словарный запас я точно ему пополню.
6. Иностранный язык
Конечно, знание языков очень важно в современном мире и человек, говорящий уже хотя бы на английском языке имеет явное преимущество в карьере. Да, сейчас есть много методик обучению языкам с пеленок. Та же методика Домана-Маниченко. Но, надо ли? Пусть каждый решает сам для себя. Для нас с Мишей это пока тяжеловато ( из-за моей нелюбви к английскому в том числе J). Вообще, тут тоже два мнения. Многие ученые считают, что если заниматься двумя языками с рождения, то ребенок лучше все усвоит, его произношении будет идеальнее, чем, если бы он начал заниматься в школьном возрасте. К тому же, у детей другой механизм запоминания, чем у взрослых, и они с легкостью могут запоминать как слова на родном языке, так и на иностранном. Только не надо путать два языка вместе. Лучше устраивать «уроки английского». Когда, например, вы обедаете или купаетесь и общаетесь только на англ. Потом сделали паузу, в некоторых методиках даже говорят специальную фразу «А сейчас мы будем говорить на русском/английском» – и опять разговариваем на родном языке. Отдельная тема – билингвы, когда родители – носители разных языков. Тогда да, ребятёнку повезло! Главное, есть одно правило для таких семей – каждый родитель должен разговаривать с ребенком на своем родном языке. Часто бывает, что двуязычные дети позже начинают говорить. Но зато на двух языках. Завидую по-хорошему J
7. Математика с пеленок
Занятия математикой так же очень важны для ребенка. Ведь мы учим не только цифрам и счёту, мы учим логически мыслить, что немало важно. Методов много, для них – отдельная тема.
Вот такой вот примерно план у меня с Вами получился. Конечно, каждый родитель сам выбирает, как развивать своего ребенка: выбрать ранний период развития или отложить до школы. Скажу только одно. Всё нужно делать играя. Ребенок маленький, он не хочет и не может сидеть на месте, сложив ручки на столе. Но если мы будем придумывать игры по чтению, по математике, игры с карточками и книжками, будем весело играть, лепить, рисовать, строить города из конструктора, то мы заложим хороший фундамент для дальнейшего развития малыша. Ну и, конечно же, самое главное – это общение ребенка с мамой! А ведь это всё, что нужно для счастья наших малышей!! Удачи!
И у меня к вам конечно же вопрос: А чему Вы начали учить своего ребенка и когда?
Все статьи и рубрики мы можете посмотреть на Карте сайта.
Смешно и грустно… От того, что это тенденция времени. Столько, сколько сейчас говорят о раннем развитии, не говорили никогда. Иногда, честное слово, возникает мысль, что весь мир сошел с ума. И ни от того, что я против развития детей, против занятий дома с детьми, а от того, что весь процесс обучения поставлен с ног на голову. Например, появилась идея, что «нейронные связи в голове» необходимо развивать с пеленок, и тогда ребенок будет гениальным: запомнит к школе десяток энциклопедий, будет бегло читать и считать десятками, и даже сотнями. И все издательства, кружки, родители срочно взялись за детей, срочно начали им с пеленок показывать карточки, презентации, учить читать: «А вдруг не успеем, и к 2 годам ребенок не будет уметь читать!» И никто почему-то не объяснил бедным родителям, что «игры разума» могут быть достаточно опасными: искусственно созданные нейронные связи могут позже тормозить естественное развитие ребенка из-за того, что важные сенсорные и эмоциональные пласты вовремя не были заложены.
Так что, давайте спешить не будем, и, развивая наших детей, будем действительно задумываться о его «раннем развитии, а не о раннем обучении». Не нужно путать эти понятия.
Да, Светлана, я с Вами частично согласна. Надо заниматься именно ранним развитием, а не обучением. И все это делать в форме игры, тогда это идет на пользу.
По поводу нейронных связей.. я могу сказать точно, что многими учеными доказано, а не СМИ, что правое полушарие рапзвивается наиболее активно именно в первые 3-4 года жизни. Потом все обученик и освоение информации идет за счет левого полушария головного мозга. И вот правое полушарие и надо развивать.
И еще хочу добавить. Раньше люди вообще не учились, потом начали исследовать, изучать, потом появились науки, знания, которые стали передавать. Жизнь не стоит на месте. Все развивается. Раньше за идею, что Земля-круглая, могли на костре сжечь. Всегда есть те, кто не верит, кто против чего-то нового. Это нормально. Но это не значит, что развитие и эволюция — это плохо и не правильно. И с ранним развитием, и даже обучением, все то же. Есть куча противников, которые всегда будут против и выдадут миллион минусов и опасностей. Но хорошо, что есть и люди, которые хотят развиваться. Иначе человечество просто бы встало на месте…..
Я считаю, что развитие малыша должно проходить в форме игры, а не навязывания. Все должно быть в легкой и непринужденной форме. Есть разные родители и разные детки. Нельзя всех под одну планку ставить.
Конечно, почему бы не поиграть с крупами, ведь это и интересно, и весело, и полезно или не показать картинки, если малышу действительно интересно. Ребенок не может долгое время концентрироваться на одном и том же действии и если родитель этого не понимает, то получается обратный процесс.
Мы любим игры с водой, крупами, тестом/пластилином. Любим книжки смотреть, а разные мультики и презентации нет, ну и не надо. Подрастет немного, если будет интересно, посмотрим. Иностранными языками не увлекаемся вообще. Ребенку 1,7.
Да, у вас сейчас очень важные игры. Крупы, пластилин, тесто — все это прекрасно влияент на мелкую моторику и как следствие — на речь. Иностранные языки я тоже не люблю. Подрастет — выучит))
А я по своему сужу, он у меня сам хочет учится. Когда картинки показываю с животными или точки из развивающей математики, у него глаза горят, прыгает от восторга, курочку рябу книжку он с 4 месяцев обожает просто. Мне даже стыдно ему что-нибудь новое не показывать, так ребенок радуется, когда я что-то новое ему рассказываю. Так что мне даже думать не приходится хорошо это или плохо.
Да, интерес — самы главный показатель!!
А математика у вас какая? Умницы, Шичиды?
добрый день очень хочется почитать книгу Глена Домана. о развитии ребенка. если можете вышлите на эл почту. спасибо
Хорошо) читайте на здоровье!выслала!
Добрый день. Совсем недавно нашла Ваш сайт, спасибо большое за информацию, очень много всего полезного!!! С сынулей занимаемся лепкой,крупами, танцуем и рассматриваем карточки, читаем. А вот пальчиковая гимнастика и фитбол никак не идет у нас( нам год сегодня, может быть для пальчиковой гимнастики еще рано? С какие упражнения гимнастики, зарядки Вы порекомендуете? Вышлите, пожалуйста, книгу Домана.
В годик можно начинать простейшие пальчиковые игры, типа Сорока-белобока-кашу варила, как сожму я кулачок да поставлю на бочок. Книгу и потешки вышлю Вам на почту. Из гимнастики — пока это больше пассивные упражнения. Что-то между массажем и гимнастикой — упражнения на фитболе стоит еще раз попробовать, сами сгибайте разгибайте ножки, поднимайте-опускайте ручки. Вообще, годик — такое время, когда у ребенка появляется собственная подвижность, он активно познает окружающий мир и недостатка в активности точно нет. Чуть позже можно на собственном примере показывать ребенку упражнения. Я, например, делая зарядку каждое утро стала замечать, что сын тоже пытается приседать и поднимать ножки, как и я. Этого пока достаточно)