Обучение чтению по Доману.


Не так давно я описывала методику Глена Домана и основные её принципы. Если вы пропустили эту статью или забыли — вам сюда. А сегодня я хочу более подробно остановиться на обучении чтению по методике Домана.
Глен Доман прелагает преподносить детям информацию на карточках. Как же выглядят эти карточки и как их сделать? Возьмите белый лист и вырежьте полосы размером 10 на 50 см и красным шрифтом напечатайте (напишите) слова на карточках. Высота букв должна быть 7,5см, толщина шрифта — 1,5см. Шрифт должен быть таким, чтобы буквы не сливались друг с другом.  Что на карточках? Слова. Карточки распределяют по темам, например, глаголы, предметы ребенка, животные, мебель, люди, электричество, одежда.

 Как показывать карточки со словами? Поддерживайте очень быстрый темп показа — 1-2 секунды на карточку, вы ей показываете ровной столько, сколько требуется вам на прочтение слова. Не ждите от ребенка ответной реакции. Ничто не должно отвлекать внимание ребенка. Как только малыш устал, отворачивается — убираете карточки и забываете о них на час-два. За один урок можно показать по 3 раздела из 10 слов. В день — три таких урока. Если ребенок не хочет смотреть, то либо ему скучно, либо он уже усвоил информацию, запомнил слова и они не вызывают у него интереса. Можно уменьшить количество карточек или сделать перерыв. Через 10 дней меняйте по 1 карточке из каждого раздела. В среднем карточку показывают около 30 занятий.

Есть своеобразная модификация методики Домана — это методика Андрея Маниченко. Он адаптировал её для наших детей и создал компанию Умница. Они предлагают показывать по 5 наборов слов из 5 карточек. Показывают их 3 раза в день в течение 3 дней, потом меняют по слову, либо по комплекту слов. Андрей Маниченко рекомендует ориентироваться на ребенка, и если родитель видит, что на третий день ребенку уже не интересно, можно менять карточки быстрее. Так же можно изменять и количество комплектов. Главное — регулярность занятий — 3 раза в день с интервалом не менее получаса. После каждого показа карточек обязательно хвалите ребенка, показывайте свое восхищение, целуйте его, кружитесь. У ребенка занятия должны ассоциироваться с чем-то приятным и добрым.

Глен Доман утверждает, что обучить читать легче, чем говорить. И что ребенок, не умея выражать свои мысли словами, уже вполне готов читать «про себя». Обучение чтению ведется в следующей последовательности: слова — словосочетания — простые предложения — распространенные предложения — книги.

Один из способов показа карточек, особенно на начальном этапе и у маленьких детишек, которые еще не понимают простых понятий, состоит из показа карточки и соотнесения написанного слова с самим предметом. Например, показываем карточку МЯЧ — и даем ребенку игрушку мяч, показываем слово ПРЫГАТЬ — и прыгаем. Как видите, это совсем не занудное обучение, вам придется и прыгать, и смеяться, и падать, чтобы объяснить ребенку, что написано на карточке 🙂

Как начинать обучение чтению по методике Домана?

В первый день вы выбираете 5 слов, самых любимых и знакомых малышу. Например, у нас это были слова Миша, Мама, Бабушка, Киса, Ням-ням. И показываете их 3 раза в день. Во второй день добавьте еще 5 слов. На третий день — еще 5.  Если ребенку интересно, можно довести количество комплектов из 5 слов до 5. Мы так и сделали, но потом я поняла, что малышу много и сократила до 3 комплектов.

К каждому этапу обучения нужно переходить при освоении предыдущего. То есть, как только у ребенка накопился достаточный багаж простых слов, можно составлять словосочетания. При увеличении словарного запаса до 75-100 слов можно переходить к простым предложениям. Для их показа можно использовать обычную папку с файлами, куда вставляются карточки со словами. Например, берем карточку МАМА и СПИТ, соединяем скрепками — и в файл. Листая папку, показываете и озвучиваете ребенку предложения.  Другой способ — развесить предложения по квартире, подносить ребенка и прочитывать ему текст. При составлении предложений можно уменьшить шрифт на карточках до 4 -5см в высоту. Еще одна уловка  — придумывать смешные предложения, например, Грязный Бармалей хочет купаться. Голодный папа прыгает на диване. Чем веселее занятия, тем интереснее ребенку и тем лучше усваивается информация.

Когда подходит этап книг, нужно быть очень внимательными. Ребенку до 2-3 лет не рекомендуется читать шрифт менее 1 см. Вот какой должна быть книга для начинающего чтеца: количество слов 40-80, на 1 странице  — не более 1 предложения, шрифт не менее 1 см. Если вы перешли на этап книг до 2 лет, лучше, если буквы будут 2-2,5 см в высоту. Картинки и слова должны быть на разных страницах, так как чаще всего дети смотрят на картинку, а не на слово. Хотя мой малыш даже на карточках с рисунками первым делом смотрит, что написано в углу карточки (там обычно называние изображенного предмета). И самое главное — книги должны быть интересными! С понятным для ребенка текстом! Тогда уже с малых лет ребенок поймет, что читать — здорово!

Я ожидаю и знаю, что многие родители очень скептически относятся к данному методу обучения. Чего только не пишут на просторах интернета, какие отзывы я только не читала. У каждого есть право выбора и каждая мама сама выбирает, чем и как заниматься с малышом.  Одно скажу — результаты есть и я знакома с огромным количеством мамочек, у которых дети по этой методике научились читать. И, вопреки высказываниям противников, что дети просто запоминают изображения и могут читать только эти карточки, а нормальные книги не могут, я видела много примеров обратного. Дети читают обычные книги, вывески на улице, называния на этикетках. Да, рукописный текст они не прочитают. Но не прочитают его и те, кто занимался по кубикам Зайцева или по обычному букварю. Этому они научатся в школе.

Зачем надо малышу читать? Для меня этого вопроса просто не существует. Я читала всегда и всё и везде. С раннего детства.  И очень люблю книги и по сей день. И я буду очень рада, если мой сынок тоже будет с любовью относится к книгам и чтению. Книги — это огромное количество знаний. Так почему ребенку не помочь научиться эти знания получать? Выбор делать вам)))  И надеюсь, что методика Домана или её модификация  — методика чтения Домана Маниченко — вам помогут!