Обучение навыкам самообслуживания. Когда и как?


Добрый день, дорогие друзья сайта Дети — это счастье!

одеваюсь самСегодня мы с вами поговорим об обучении навыкам самообслуживания детей. О том, когда учить ребенка есть самому, одеваться и раздеваться, соблюдать правила гигиены, убирать за собой игрушки и многих других навыках, которыми должен овладеть любой ребенок. Точного возраста конечно же никто вам не скажет, все зависит от ребенка, его темперамента, темпов развития, но все же мы можем говорить об определенном промежутке времени. Итак, начнем.

Воспитание навыков самообслуживания

Все мамы, у кого растут малыши, знают, что у ребенка рано или поздно начинается период «Я сам!» Это происходит у всех по разному, примерно в возрасте от 10 месяцев до 1,5 лет. Важно заметить начало этого периода и воспользоваться им. Часто сами родители приглушают желание ребенка что-то сделать самому, мотивируя это тем, что самой проще накормить-одеть-обуть, что нет времени ждать, что ребенок испачкается-порвет-не получится. Но не стоит пренебрегать желаниями самого малыша, ведь если вы пропустите этот важный период, настаивая на том, что все будете делать сами, то и ребенок поймет, что не надо трудиться, все сделает мама. Постепенно желания самому поесть или натянуть штанишки будут угасать и вы рискуете одевать и кормить ребенка до школы.

Хорошо. Я думаю, вы поняли, как важно следить за желаниями и действиями самого малыша. Давайте рассмотрим основные навыки самообслуживания и как им обучить ребенка.

1. Самостоятельный прием пищи.

Большинство детей начинают рано проявлять интерес к ложке и тарелке. Уже  месяцев в 10 малыш пытается перехватить ложку у мамы, ближе к году хочет сам зачерпывать еду из тарелки. Не стоит ограничивать его желания. Нужно запастись терпением, слюнявчиками — и вперед — учиться. Здесь даже обучать особо не надо — малыш сам будет пытаться донести ложку до рта со всем содержимым. Сначала вся еда будет лететь мимо — на стол, стул, самого ребенка — но со временем навык усовершенствуется и ребенок научится есть самостоятельно. Тоже самое и с чашкой — не стоит бояться давать ребенку пить из взрослой чашки. Пусть проливает, капает на все вокруг — только так он научится пить из чашки аккуратно.

На первых порах можете управлять ручкой ребенка, аккуратно и ненавязчиво направлять ложку в рот.

2. Умение одеваться и раздеваться самому.

Главное правило в обучении одеться и раздеться — одежда должна быть удобной, легко сниматься, иметь максимально простые застежки. Сначала ребенок учится снимать штанишки, колготки, затем футболки и кофточки. А так же надевать обувь.  Старайтесь не предлагать сложных застежек, ремней, узких прорезей для пуговиц. Всем этим малыш овладеет уже после того, как научится надевать простые вещи. Для успешного обучения ребенка навыкам одевания необходимы несколько условий:

  • одежда должна находиться в свободном доступе для ребенка, на полке, до которой он сможет достать;
  • вещи лучше развешивать на низкой вешалке на специальных детских плечиках;
  • обувь должна храниться отдельно от одежды, чтобы ребенок понимал правила хранения вещей и привыкал к аккуратности;
  • перед сном учите ребенка складывать свои вещи на личный стульчик или полочку.

Для формирования положительных эмоций от самостоятельного одевания можно использовать игры, потешки, книжки с картинками. Перед тем как одеваться, можно посмотреть карточки, где нарисованы детки, одевающиеся сами. Одеваясь, читайте потешки, например:

Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не пропал»
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла,
Ищешь, ищешь и найдёшь!
Здравствуй, пальчик,
Как живёшь?»

Дождик, дождик, кап-кап-кап,
Мокрые дорожки.
Все равно пойдем гулять,
Наденем сапожки.


В обучении одеванию можно использовать и игровые приемы. Например, одевать куклу, а потом себя. А если ребенок одеваться не хочет, можно устроить маленькую сценку. Взять игрушку любимую, пусть мишка или зайчик заплачет, скажет, что он не может одеться, поэтому не получится пойти гулять. И предложите малышу помочь зайчонку, показать, как надо одеваться на собственном примере.

 3. Навыки личной гигиены.

0_7e9ce_3d429bf0_XLОбучение пользоваться горшков — важный и нужный навык. Он вызывает больше всего проблем. Поэтому ему посвящен целый раздел на сайте. Заходите в рубрику Приучение к горшку и учитесь))

Помимо использования горшка, малыш должен постепенно учиться умываться, чистить зубы и причесываться. Для формирования этих навыков можно использовать желание ребенка подражать взрослым. Пусть ребенок присутствует при вашем утреннем туалете. Видит, как вы умываетесь, чистите зубы. Можно тоже дать ему детскую зубную щеточку, пусть пытается повторить ваши действия. На помощь в умывании так же приходят потешки. Например:

Водичка, водичка, умой наше личико.
Чтобы щечки алели, чтобы глазки блестели,
Чтоб улыбался роток и кусался зубок.

Это потешку вообще желательно использовать в ежедневных процедурах с рождения. Помимо приучения к чистоте вы учите малыша названиям частей лица. В помощь к потешкам используйте стихи и рассказы, картинки с умывающимися детишками. Можно даже повесить пару картинок в ванной, как наглядный пример. Если это будет любимый персонаж вашего ребенка, чистящий зубы, то успех обеспечен.

Ко всему этому можно добавить умывание любимой игрушки. Или же при мытье рук предложить малышу красивое мыло в форме зверька. Всячески побуждайте ребенка соблюдать правила личной гигиены самому.

4. Убираем игрушки.

Малыши не любят убираться. Все это знают. Но стоит их учить этому на собственном примере. После игры предложите положить игрушку на место, если малыш этого не сделал — помогите ему, складывайте игрушки сами. Но важный момент — ребенок в это время должен находиться рядом и хотя бы наблюдать, а не заниматься своими делами. Можно поиграть в игру — кто быстрее сложит все в корзину или у кого больше игрушек будет на полочке. У многих детей в возрасте 1-1,5 года появляется страсть к перекладыванию и фасовке предметов — используйте момент — учите складывать игрушки в отведенные места. Ребенок это сделает с удовольствием.

Книги, которые помогают в формировании навыков самообслуживания:

    • А. Барто «Девочка чумазая»
    • К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе»
    • В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
    • С. Капутикян «Кто скорее допьёт»
    • З. Александрова «Что взяла клади на место», «Топотушка»
    • И. Муравейка « Я сама»
    • рассказы Л. Вороньковой «Маша- растеряша»
    • потешки: «Водичка, водичка…», «Травка-муравка», «Кап-кап-кап»

Ну вот, пожалуй, и все. Как видите, в обучении навыкам самообслуживания решающим и ведущим фактором является собственный пример взрослого. Нет каких-либо волшебных упражнений и методов. Главное — это терпение со стороны взрослого и желание научить ребенка быть самостоятельным.

Удачи вам! Все статьи по этой теме и не только вы можете найти на Карте сайта.