Вальдорфская педагогика


untitled

Добрый день, друзья!
Я уже рассказала вам о методиках раннего развития Глена Домана, Марии Монтессори, Сесиль Лупан и Николая Зайцева. Все они разные, имеют свои особенности. Но в них есть одна общая черта — все эти методики направлены на раннее развитие детей, на их всестороннее обучение. Сегодня же я хочу рассказать о совершенно противоположной методике — педагогике Штайнера, или же вальдорфской педагогике. Наступило торжество тех, кто ратует за счастливое безоблачное детство ребенка без нагрузок, обучения и вообще каких-то поползновений в сторону научить ребенка чему-нибудь. Для них тоже есть методика — и главное её правило — полное неприятие интеллектуального развития (в нашем понимании, то есть счет, чтение, письмо)  ребенка до школы.

Вальдорфская педагогика возникла около 100 лет назад. Её создал Рудольф Штайнер, открыв в Германии первую школу, в которой использовал свои принципы воспитания детей, основанные на антропософии. Антропософия — это религиозно-мистическое учение , «наука о духе», основанная Р.Штайнером с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека (википедия). А в 1925 году Штайнер открыл первый вальдорфский детский сад. В чем же основная идея педагогики Штайнера?

Принципы вальдорфской педагогики

Прежде всего эта система основана на уважении к детству и к свободе ребенка. Педагоги, работающие по этой системе, считают, что ребенка до 7 лет не нужно обучать чтению, письму, счету и не давать энциклопедические знания. Они считают, что в детском возрасте необходимо развивать духовный и творческий потенциал, природные способности ребенка. Основатель вальдорфской педагогики говорит:

«Следует как можно дольше оставлять ребенка в его нежном образно-сказочном мире, в котором он приспосабливается к жизни, дать ему возможность как можно дольше не расставаться с воображением, образностью, безынтеллектуальностью»

Сейчас в России работает около 70 вальдорфский групп детского сада и 25 школ. В детских садах одна важная цель: организовать работу так, чтобы развитие детей было полноценным и разносторонним. А главная задача педагогов — создать максимальный психологический комфорт для малыша. Все воспитатели в таких садах имеют психологическую подготовку и опыт работы с детьми, они могут найти подход к каждому ребенку. В вальдорфских детских садах группы разновозрастные. Дети учатся друг у друга за счет подражания старшим, а старшие учатся уважать младших.

mas_050426_003Основные занятия в вальдорфских садах — освоение и изучение народной культуры и занятия изобразительным творчеством. Каждый день дети либо поют, любо рисуют, слушают сказки, танцуют. Часто инсценируют сказки и мифы. Дети живут в саду, как дома. Они учатся готовить, убираться, ухаживать за животными и растениями. Активно отмечаются в садиках праздники всех народов и религий (Пасха, Рождество, Масленница). Но вопреки мнению многих родителей, это все же не религиозные занятия, я знакомство больше с традициями.

Вальдорфские садики во многом отличаются от обычных. Главный запрет — это запрет на интеллектуальное развитие и обучение до 7 лет. Если педагоги узнают, что дома ребенка учат читать по методике Домана или считать по Шичиде, то посоветуют либо прекратить занятия, либо сменить садик. Второй запрет — СМИ, интернет, кино, радио — это слишком большая нагрузка на психику ребенка. И третья особенность — ребенка не оценивают и не дают оценку его действиям. Воспитатель в саду максимально редко говорит слово «нет» и «нельзя». Их можно говорить ребенку только в том случае, если совершаемое действие может навредить самому ребенку, другим или испортить вещь. Слишком большое количество запретов подавляет личность и тормозит развитие.

Чем же занимаются дети в вальдорфских садах?

1. Рисование. Дети учатся получать цвета всего из 3 основных — красного, синего и желтого и создавать картины.

2. Лепка. Но не по шаблонам, а именно то, что хочется ребенку. То есть они не лепят, сидя в кружочке, курочку, а каждый создает то, что хочет сам.

3. Игры с предметами. Дети наблюдают за тем, как прядут нитки, как пекут хлеб,  растут цветы, обрабатывают дерево, ухаживают за животными — и учатся на наглядных примерах.

4. Развитие речи. Постоянно проводятся речевые упражнения, читаются потешки, стишки. Каждую неделю дети знакомятся с новой сказкой и показывают по ней спектакль.

5. Ежедневные занятия музыкой. Дети играют на инструментах в оркестре и поют.

Когда я читала и изучала эту методику, сначала мне все очень нравилось. Ну какой маме не захочется, чтобы её ребенка уважали воспитетели, относились к нему с заботой и профессионализмом. Но есть минусы, которые меня очень сильно оттолкнули от этой методики Штайнера:

1. «Нет» интеллектуальному развитию. Ребенок до школы не должен учиться читать, писать, считать по другим развивающим методикам. Чтение по Глену Доману, математика Шичиды, Система Интеллектуального развития Умница — все это лишняя нагрузка для ребенка. В итоге — он не может поступить в школу. Если родители планируют отдавать ребенка в вальдорфскую школу — проблем нет, но если в планах — обычная школа или гимназия — то это проблема…

2. Ребенку не даются энциклопедические знания о мире. Только то, что он может увидеть и сделать сам.

mas_040528_0133. В таких садиках нет нормальных обычных игрушек. Только самодельные — из природных материалов(дерева и глины). Нет даже самых простых кукол, машинок, мягких игрушек.

Вот такая вот вальдорфская педагогика… а вы бы отдали своего ребенка в такой сад?