Песочная терапия
Песочная арт терапия — это методика, направленная на высвобождение страхов, комплексов, избавления от проблем и эмоционального напряжения с помощью песка в игре. Значение песочной терапии в наше время велико — её используют и психологи, и психотерапевты, и специалисты по раннему развитию. Ведь во время игры можно выяснить и проработать те проблемы, о которых напрямую ребенок отказывается говорить. К тому же, занятия с песком стимулируют развитие правого полушария головного мозга и развивают творческие способности.
Цель песочной терапии
Целями песочной терапии становится излечение от проблемы, страха, комплекса.
Работая с песком, ребенок пытается придать форму ему в соответствии со своими эмоциями и чувствами. Благодаря песку внутренние образы принимают внешнее проявление. Ребенок создает свой мир. Снимается эмоциональное напряжение, проблемы выливаются на песок и специалист видит направление работы. Помимо рисования, в песке могут разыгрывать даже специальные ситуации. Такие ролевые игры в песочнице помогают разобраться в ситуации и найти правильное решение без советов взрослого, что более ценно по сути.
Если верить некоторым специалистам, песок способен забирать негативную энергию и насыщать положительной энергетикой человека. Ребенок может самоисцеляться. Особо полезной работа с песком становится для детей с задержками речевого и умственного развития, пережившими психологические травмы.
Методика песочной терапии
Чтобы решать проблемы детей, у психологов есть определенные методики работы с песком. Но совсем не обязательно им следовать дома. Игра с песком полезна всегда. Тем более помимо прямого назначения, развивается моторика, воображение, построение взаимодействий с предметами, причинно-следственные связи.
Чтобы устроить песочную терапию дома, вам понадобится ящик с высокими бортиками, лучше синего цвета (такие продаются в Икее, например), песок (есть специальный песок для песочной терапии, но можно и с чистым песком играть). Ящик наполовину заполняют песком. Для работы так же пригодятся ракушки, камни, шишки, веточки, цветы, фигурки людей и животных, домики и машинки. Приготовьте так же воду, если малыш будет работать с обычным песком, чтобы он мог смачивать его.
Еще один вариант работы с песком — световой стол, где в ящике находится подсветка, а песок — на крышке. Такой стол используется для песочной арт-терапии.
Предоставив ребенку все материалы, вы не вмешиваетесь! Главная задача родителя — отойти. Только так ребенок в полной мере может погрузиться в игру (и терапию). Даже без психолога вы можете сделать определенные выводы. Следите за игрой, за действиями персонажей, вы увидите много интересного. Очень хорошо, если есть большое разнообразие фигурок людей, выражающие различные эмоции — от огромного счастья до агрессии, злости. С помощью них вы более четко увидите чувства ребенка. Если в игре малыш берет только агрессивные, страшные фигурки, вы должны задуматься и постараться найти исток.
Специалисты после постройки ребенком своего мира пытаются поговорить с ним о том, что он соорудил, выясняют, что это за персонажи и что они делают. Благодаря этому разговору и игре делают выводы.
Песочная арт терапия — очень эффективная методика и в умелых руках психолога помогает справиться и разобраться со многими проблемами детей.
Посмотрите обязательно видео, если вам интересна эта тема. Вы узнаете много полезного и более глубоко сможете разобраться в методике песочной терапии:
Желаю вам успешных занятий и приятных минуток в играх с песком!
Песок — хороший теплый материал. Сама мечтаю научиться строить красивые замки. А Иринке до сих пор нравится его просто мякать.
Аленка, Иринка просила передать, что та которая слева — это она, а другая — ее сестренка. 😀
Ок, заметано))) теперь у малышей есть имена)))
Мне понравилась эта идея — занимать малыша дома занятиями с песком. Надо как-то теперь воплощать)) Спасибо за статью!