«Льзя» или Нельзя


Запреты в воспитании детей — одна из самых спорных тем среди родителей. Порой нелегко понять, что и как запрещать ребенку, в каком возрасте какие ограничения необходимы, а главное — как заставить ребенка понимать слово «нельзя«.

Запреты являются частью системы правил, на которую опирается воспитание. Одно время был очень популярен японский метод воспитания, когда до 5 лет ребенку не запрещают ничего. Объяснялось это тем, что так развитие идет свободно, без ограничений лучше развиваются творческие и познавательные способности. Но такие дети вырастают не способными соблюдать нормы вежливости, он бесцеремонны, своевольны. После 5 лет абсолютной свободы они уже не поддаются никакому воспитанию. Психологи считают таких детей жертвами свободной педагогики и прогнозируют для них огромные проблемы в будущем.

Но времена меняются. Сейчас любой специалист считает, что без правил, установленных родителями, детям жить тяжелее. Подсознательно любой ребенок нуждается в системе правил, в определенных рамках. Порядок помогает детям быть спокойными, организованными. Если же родитель не может научить ребенка правилам, то малыш в свою очередь становится капризным, тревожным, а иногда и просто неуправляемым. И проявляется это очень рано. Уже в яслях детского сада воспитатель с легкостью покажет детей,которые послушны и адекватны, и тех, кто не поддается никаким уговорам. И все это вина родителей, а не черта характера, на которую все легко списать.

Зачем же нужны правила и запреты?

Психологи утверждают, что в первые годы жизни у ребенка формируется картина мира. Формируются понятия о месте ребенка в этом мире, о границах дозволенного и опасного, понятие о плохом и хорошем. Ребенку совершенно необходимо запрещать определенные вещи, чтобы потом он сам мог понять, что так делать нельзя. Слово «нельзя» не всегда ограничивает свободу, оно позволяет понять, а что же можно.

Существует несколько видов запретов:

1. Запрет-опасность. Здесь все ясно и никто не будет спорить, что нужны такие запреты. Ведь они спасают жизнь и здоровье человека. Вполне адекватны запреты не вылезать в окна, не трогать огонь, не перебегать дорогу без светофора.

2. Запрет-условие. Здесь можно рисовать, а на стене нельзя. Кушать можно за столом, а не в кровати. Такие запреты дают ребенку правильное представление о мире, о правилах поведения.

3. Запрет-нравственность. Нельзя врать, воровать, лгать, плеваться и ругаться. Эти запреты появляются в зависимости от воспитания самих родителей.

4. Запрет — прихоть. Например, не делай, потому что я так сказала. Такой запрет абсолютно не понятен ребенку. Он возникает из-за того, что родитель сам не уверен в себе или просто не считает нужным объяснять ребенку, почему же нельзя. Конечно, такие запреты ребенку непонятны и выполнить он их не сможет.

Основные принципы «нельзя»

1. НЕЛЬЗЯ в жизни ребенка должно быть как можно меньше. И только по поводу. Если слово «нельзя» появляется на каждом шагу, то ребенку оно просто «приедается» и он перестает его слышать.

2. Четкость формулировки и выражение лица. Если ребенку что-то родитель запрещает, но в это время улыбается и смеется, то ребенок не воспринимает запрета. Дети в раннем возрасте особенно чувствительны к интонации и выражению лица.

3. Последовательность.  Если один раз ребенку сказали «нельзя», затем разрешить это уже невозможно. По настроению, за хорошее поведение — ни в коем случает запрет нельзя отменять.

4. Согласие среди родителей. Если запрещают, то и мама, и папа. И даже бабушки-дедушки не могут разрешать это. Иначе ребенок не поймет запретов, либо родители просто потеряют авторитет в глазах ребенка.

5. Твердость. Нельзя быть на поводу у ребенка. Слезы и истерики не являются разрешающим моментом. Не нужно поддаваться и пугаться слез, лучше спокойно и твердо объяснить ребенку, почему «нельзя».

6. Ясность. Запрет должен быть понятен ребенку. «Никогда не суй руки в огонь» — ребенку не понятно. Нужно сразу объяснить, что это больно и горячо.

7. Справедливые запреты и собственный пример. Сложно что-то запретить ребенку, если сами делаете это. Например, заставлять убирать игрушки, если у самих бардак на столе и в шкафу.

8. Уважение к ребенку. Любой запрет нужно объяснять ребенку, не думая, что он мал и глуп.  Деткам постарше обязательно нужно объяснить, почему нельзя. Кричать нельзя, потому что это мешает окружающим. Это понятно. А вот из окна высовываться — почему нельзя, ведь это никому не мешает. Но это очень опасно для жизни. И вот это нужно объяснить.

Когда между родителем и ребенком есть доверие и понимание, то важные «нельзя» запоминаются и усваиваются быстро. Ребенок растет уверенным и спокойным. И маме с папой проще. Разве не этого все мы хотим? Понимайте ребенка и уважайте, и все у вас получится.

С уважением и любовью, Алена