Методика Марии Монтессори


1389883935056bf1b92b62          Если вы думаете, что раннее развитие – это модная тенденция и все мамы сошли с ума, то глубоко ошибаетесь. Уже в 19 веке люди задумывались об усовершенствовании систем образования и воспитания детей в раннем возрасте. Создавались разные методики, системы. Одна таких методик – методика Марии Монтессори. Сейчас по её программе занимаются во всем мире, есть школы подготовки монтессори-педагогов, садики по системе Монтессори, специальные материалы и пособия.

Мария Монтессори родилась в конце 19 века. В своей стране она стала первым врачом-женщиной. Ей приходилось лечить детей, страдающих слабоумием. И не раз она задавалась вопросом, а что было бы, если бы этих детей помещали не в психиатрические учреждения, а в нормальную среду, с игрушками, общением, книжками? Изучив эту проблему и труды многих ученых, Мария приходит к выводу, что слабоумие — проблема не медицинская, а педагогическая. Она возглавляет школу для детей с отклонениями в развитии, занимается разработкой методик и материалов для их обучения.  И спустя некоторое время, благодаря её методикам, дети в её школе начинают писать, читать и считать даже раньше обычных здоровых сверстников.

Мария начала изучать педагогику здорового ребенка и в 1907 года открывает дом ребенка, это что-то типа нашего садика, где дети находятся с 9 до 16 часов. Здесь все было устроено так, чтобы научить ребенка самостоятельности, развить его всесторонне. А главное, взрослые не лезли, не ругали детей за промахи, а только поддерживали стремление детей исследовать и изучать. Уже в 1909 году метод признали во всем мире. К Марии Монтессори стали приезжать педагоги со всего мира. В 1929 году организована Международная Монтессори-организация. Сейчас методика Марии Монтессори – самая распространенная во всем мире.  В России создана «Российская ассоциация Монтессори-педагогов», на основе её метода работают группы раннего развития, садики. В группы раннего развития принимают практически с рождения: с 2 до 16 месяцев, другие группы – с 16 мес до 3 лет и с 3 до 6 лет.

Кстати, в дореволюционной России по системе Монтессори работало много детских садов и особых групп раннего развития. Но эти сады были закрыты уже в конце 20-х годов, так как «система не соответствует социалистическим основам воспитания», а проще говоря, делает детей особенными и всесторонне развитыми, независимыми, свободно мыслящими людьми, а не всех как под копирку. Какая «свобода» при диктаторском режиме? Грустно, но хорошо, что все возвращается.

Итак, что же такое «Метод Монтессори»?

Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, какой он есть.  Основной принцип системы Монтессори – подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению, к саморазвитию. Девиз этого метода: «Помоги мне сделать это самому». Монтессори считала, что обучать – это значит не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми и создавать развивающую среду. Педагог никогда не действует за ребенка, не навязывает ему игру, материал, он только объясняет и показывает. Малыш всему учится сам. Так он учится самостоятельности, он учится сам делать открытия. Ведь как ребенок научится самостоятельности, если его постоянно одевает мама, умывает мама, руки моет мама. Для мамы проще сделать самой и побыстрее, чем подождать, пока ребенок сам все сделает, еще и испачкается-запутается-намокнет. А это все на корню убивает самостоятельность ребенка и он уже привыкает к тому, что ему до школы одевают памперс, застегивают молнию на курточке, кормят с ложечки и убирают за ним игрушки.  В садиках Монтессори же ребенок все делает сам. Его учит окружающая среда. Опыт Монтессори показал, что детская среда должна повторять взрослую, а значит игрушками должны бать те предметы, которыми мы пользуемся в быту. Главное, чтобы малыш мог с ними заниматься, как в реальном мире: переливать воду, резать бумагу, ткань, шить, нанизывать бусы, вытирать пыл, мыть пол..

Огромное значение для создания развивающей среды имеют дидактические материалы и пособия. Они создают развивающую среду. В такой среде малыш усваивает законы мира: стекло бьется, песок сыплется, вода льется, предметы бывают большими и маленькими и т.д. Монтессори отметила, что если ребенок на практике убеждается с том, что, например, в одну бутылку помещается вода, а в другую нет, то он сам, без посторонней помощи и повторении сделает вывод: есть большие и маленькие объемы. Игры с предметами разной формы, размера, фактуры развивают мелкую моторику. Это способствует речевому развитию и развитию интеллекта.

Развитие детей по методике Монтессори

В группах Монтессори существует 5 зон развития ребенка.

  1. Зона практической жизни. Здесь ребенок учится наливать воду в чашки, открывать-закрывать двери, умываться-вытираться, застегивать пуговицы, молнии, крючочки, резать овощи, сервировать стол, учится пересыпать и сортировать предметы. Здесь есть рамки с застежками, предметы для пересыпания и переливания, предметы для приготовления пищи, для уборки помещения и соблюдения личной гигиены, замочки.
  2. Зона сенсорного развития.  Здесь дети учатся различать температуру, трогая лед или камешки, нагретые на солнце, развивают умения ощущать разницу в весе, взвешивая разные предметы. Играют на музыкальных инструментах. Нюхают баночки со специями, кофе, знакомятся с разными запахами. В этой зоне малыш развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух. Из материалов – блоки цилиндров, цветные катушки, развивающие коврики, сенсорная доска.
  3. Математическая зона. Она содержит в себе все материалы для того, чтобы малыш научился счету, умножению, делению, освоил порядковый счет. В этой зоне ребенок учится мыслить логично и точно.
  4. Зона языкового развития. В этой зоне ребенок расширяет словарный запас, учится считать и писать. Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики.  Для развития речи используют шершавые буквы, прописи, шумовые цилиндры, рамки-вкладыши, шнуровки. Все то, что помогает развитию мелкой моторики.
  5. Зона естественнонаучного воспитания. Здесь ребенок получает знания о природных явлениях, узнает основы зоологии, анатомии, географии.

Дети, развивающиеся по системы Монтессори, без труда поступают в школу. У них есть желание учиться и умение заниматься самостоятельно, большинство умеет концентрировать внимание и соблюдать правила. Так что, если вас заинтересовала данная методика – ищите! Сейчас почти везде есть монтессори-группы или сады. Главное, выбрать своего педагога, профессионала своего дела. В группах для самым маленьких мамы могут присутствовать на занятии и помогать(но не вмешиваться!) малышам, когда те попросят. Ну а если вы являетесь противником развивающих центров, вы можете применять методику Монтессори дома. А я, в свою очередь, буду предлагать в дальнейших статьях различные варианты и опыты для занятий. Удачи вам в воспитании детишек!

Все статьи и рубрики мы можете посмотреть на Карте сайта.