Методика Марии Монтессори
Если вы думаете, что раннее развитие – это модная тенденция и все мамы сошли с ума, то глубоко ошибаетесь. Уже в 19 веке люди задумывались об усовершенствовании систем образования и воспитания детей в раннем возрасте. Создавались разные методики, системы. Одна таких методик – методика Марии Монтессори. Сейчас по её программе занимаются во всем мире, есть школы подготовки монтессори-педагогов, садики по системе Монтессори, специальные материалы и пособия.
Мария Монтессори родилась в конце 19 века. В своей стране она стала первым врачом-женщиной. Ей приходилось лечить детей, страдающих слабоумием. И не раз она задавалась вопросом, а что было бы, если бы этих детей помещали не в психиатрические учреждения, а в нормальную среду, с игрушками, общением, книжками? Изучив эту проблему и труды многих ученых, Мария приходит к выводу, что слабоумие — проблема не медицинская, а педагогическая. Она возглавляет школу для детей с отклонениями в развитии, занимается разработкой методик и материалов для их обучения. И спустя некоторое время, благодаря её методикам, дети в её школе начинают писать, читать и считать даже раньше обычных здоровых сверстников.
Мария начала изучать педагогику здорового ребенка и в 1907 года открывает дом ребенка, это что-то типа нашего садика, где дети находятся с 9 до 16 часов. Здесь все было устроено так, чтобы научить ребенка самостоятельности, развить его всесторонне. А главное, взрослые не лезли, не ругали детей за промахи, а только поддерживали стремление детей исследовать и изучать. Уже в 1909 году метод признали во всем мире. К Марии Монтессори стали приезжать педагоги со всего мира. В 1929 году организована Международная Монтессори-организация. Сейчас методика Марии Монтессори – самая распространенная во всем мире. В России создана «Российская ассоциация Монтессори-педагогов», на основе её метода работают группы раннего развития, садики. В группы раннего развития принимают практически с рождения: с 2 до 16 месяцев, другие группы – с 16 мес до 3 лет и с 3 до 6 лет.
Кстати, в дореволюционной России по системе Монтессори работало много детских садов и особых групп раннего развития. Но эти сады были закрыты уже в конце 20-х годов, так как «система не соответствует социалистическим основам воспитания», а проще говоря, делает детей особенными и всесторонне развитыми, независимыми, свободно мыслящими людьми, а не всех как под копирку. Какая «свобода» при диктаторском режиме? Грустно, но хорошо, что все возвращается.
Итак, что же такое «Метод Монтессори»?
Метод Монтессори основан на наблюдении за ребенком в естественных условиях и принятии его таким, какой он есть. Основной принцип системы Монтессори – подвигнуть ребенка к самовоспитанию, самообучению, к саморазвитию. Девиз этого метода: «Помоги мне сделать это самому». Монтессори считала, что обучать – это значит не вмешиваться в процесс без необходимости или просьбы, а только наблюдать за детьми и создавать развивающую среду. Педагог никогда не действует за ребенка, не навязывает ему игру, материал, он только объясняет и показывает. Малыш всему учится сам. Так он учится самостоятельности, он учится сам делать открытия. Ведь как ребенок научится самостоятельности, если его постоянно одевает мама, умывает мама, руки моет мама. Для мамы проще сделать самой и побыстрее, чем подождать, пока ребенок сам все сделает, еще и испачкается-запутается-намокнет. А это все на корню убивает самостоятельность ребенка и он уже привыкает к тому, что ему до школы одевают памперс, застегивают молнию на курточке, кормят с ложечки и убирают за ним игрушки. В садиках Монтессори же ребенок все делает сам. Его учит окружающая среда. Опыт Монтессори показал, что детская среда должна повторять взрослую, а значит игрушками должны бать те предметы, которыми мы пользуемся в быту. Главное, чтобы малыш мог с ними заниматься, как в реальном мире: переливать воду, резать бумагу, ткань, шить, нанизывать бусы, вытирать пыл, мыть пол..
Огромное значение для создания развивающей среды имеют дидактические материалы и пособия. Они создают развивающую среду. В такой среде малыш усваивает законы мира: стекло бьется, песок сыплется, вода льется, предметы бывают большими и маленькими и т.д. Монтессори отметила, что если ребенок на практике убеждается с том, что, например, в одну бутылку помещается вода, а в другую нет, то он сам, без посторонней помощи и повторении сделает вывод: есть большие и маленькие объемы. Игры с предметами разной формы, размера, фактуры развивают мелкую моторику. Это способствует речевому развитию и развитию интеллекта.
Развитие детей по методике Монтессори
В группах Монтессори существует 5 зон развития ребенка.
- Зона практической жизни. Здесь ребенок учится наливать воду в чашки, открывать-закрывать двери, умываться-вытираться, застегивать пуговицы, молнии, крючочки, резать овощи, сервировать стол, учится пересыпать и сортировать предметы. Здесь есть рамки с застежками, предметы для пересыпания и переливания, предметы для приготовления пищи, для уборки помещения и соблюдения личной гигиены, замочки.
- Зона сенсорного развития. Здесь дети учатся различать температуру, трогая лед или камешки, нагретые на солнце, развивают умения ощущать разницу в весе, взвешивая разные предметы. Играют на музыкальных инструментах. Нюхают баночки со специями, кофе, знакомятся с разными запахами. В этой зоне малыш развивает зрение, осязание, вкус, обоняние, слух. Из материалов – блоки цилиндров, цветные катушки, развивающие коврики, сенсорная доска.
- Математическая зона. Она содержит в себе все материалы для того, чтобы малыш научился счету, умножению, делению, освоил порядковый счет. В этой зоне ребенок учится мыслить логично и точно.
- Зона языкового развития. В этой зоне ребенок расширяет словарный запас, учится считать и писать. Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Для развития речи используют шершавые буквы, прописи, шумовые цилиндры, рамки-вкладыши, шнуровки. Все то, что помогает развитию мелкой моторики.
- Зона естественнонаучного воспитания. Здесь ребенок получает знания о природных явлениях, узнает основы зоологии, анатомии, географии.
Дети, развивающиеся по системы Монтессори, без труда поступают в школу. У них есть желание учиться и умение заниматься самостоятельно, большинство умеет концентрировать внимание и соблюдать правила. Так что, если вас заинтересовала данная методика – ищите! Сейчас почти везде есть монтессори-группы или сады. Главное, выбрать своего педагога, профессионала своего дела. В группах для самым маленьких мамы могут присутствовать на занятии и помогать(но не вмешиваться!) малышам, когда те попросят. Ну а если вы являетесь противником развивающих центров, вы можете применять методику Монтессори дома. А я, в свою очередь, буду предлагать в дальнейших статьях различные варианты и опыты для занятий. Удачи вам в воспитании детишек!
Все статьи и рубрики мы можете посмотреть на Карте сайта.
я читала об этой методике, у нас вроде даже сад есть с такой группой (но этот сад крут, туда не пробиться)
Если не ошибаюсь,особенностью таких групп является то, что детки там разновозростные
А вообще замечательно, что детей приучают таким методом к самостоятельности. А у нас действительно не хватает терпения… что конечно неправильно.
просто у нас вся жизнь бегом-бегом… вот и ребенка дергаем…
У нас тоже такие садики — крутые. Но мы собираемся с Мишей в монтессори-группу ходить с 1 года. У меня мама открывает развивающий центр, там как раз группа с осени набирается. И да, там разновозрастные могут быть детишки
Да, конечно, никто не будет против, если ребенок раньше научится быть самостоятельным. Это же здорово!
Это правда замечательная система, жаль только что далеко не все педагоги, которые по ней работают — действительно знают систему автора, а не привносят в нее свое видение…
Екатерина, на это есть свой выход — при поиске группы развития нужно спрашивать у педагога сертификат об окончании курсов подготовки Монтессори-педагогов! Только одни курсы в Москве готовят настоящих педагогов для работы по этой системе, остальные — самоучки. В других городах не знаю как обстоит дело. Но думаю можно проверить, где и как учились.
Я тоже хотела подчеркнуть то, что не все, кто организовывает школы-развивашки имеют соответствующую специализацию! В нашем городе эти школы открываются быстрыми темпами (модная тенденция). И, когда стал выбор такой школы для нас, попоездила я, пока определилась. В большинстве случаев, это студнтки, только окончившие педагогический ВУЗ и оборудовавшие свои классы (комната 2 на 3 в лучшем случае) минимумом подручных средств…
У меня ребенок в садик почти не ходил, но мы с ней занимались — в первом классе читала простейшие детские книжки на английском. А в 5-м перевела ее в новую школу, и на первом же уроке английского учительница попросила деток рассказать алфавит — почти все рассказали. Почти все уже умели читать. Вот интересно, а те единицы детей, которых мамы не научили английскому, вообще шансов на нормальные оценки не имели?
Думаю, все зависит от ребенка. Кто-то на лету схватывает и может алфавит выучить, а кто-то нет.
Но тут дело в другом, да. Сейчас такие требования в школе, что нужно уже до поступления туда и читать, и писать, и много чего делать. В хорошую школу конкурс. И, конечно, возьмут того, кто умеет читать-писать.
Да, согласна, сейчас очень много школ. Тут есть свои критерии отбора:
1. Если группа работает только по методике Монтессори, то она может называться Монтессори-группой, а вот если группа называется «с элементами Монтессори» — это значит, что там есть ЭЛЕМЕНТЫ, зяты занятия из этой методики, но это на самом деле переделанная методика педагога. Настоящую Монтессори-группу может открыть только педагог с сертификатом школы педагогов Монтессори.
2. Оригинальные дидактические материалы Монтессори. Скажу Вам, они достаточно дорогие и простая студентка не имеет средств, чтобы оборудовать правильно кабинет. На это тоже надо обращать внимание — с чем работает педагог.
только не все мамы хотят, чтобы детки были самостоятельными… им нравится, когда ребенок от них зависим полностью..
Мы собираемся пойти на развивающие занятия по этой методике![:-)](../wp-includes/images/smilies/simple-smile.png)
очень интересная система. Я за развитие малыша и помощь ему становится самостоятельным. Однако, все мы люди и не всегда хватает терпения и опыта.
Жду когда сыночку будет годик, что бы пойти в школу развития. Не то что бы я гналась за модой, или выращивала гения, просто мне кажется, это здорово, там он будет общаться с другими детками, пробовать столько всего интересного и нового, дома я не смогу всего этого ему дать.
Методика хорошая, но не во всем. Очень хорошо, что дети приучаются к порядку, ноне всегда все это применимо.
Методика Марии Монтессори существует уже век, я думаю, это достаточный срок для проверки временем.
Да, я тоже поведу осенью, когда годик исполнится
А в чем вы видите минусы? я пока ни одного не нашла
вас уже трое)) вот потом расскажите, сравним)))
Разностороннее развитие это хорошо, а Вы уверены, что поменяете свой образ жизни согласно методики. Ребенок будет учится развиваться в группе, а дома, что он будет делать? Деградировать? или отдыхать от развития? Мамам нужно прежде подготовить к изменению себя и свой образ мысли, что бы методика работала в полной мере. Ребенок ведь учится самостоятельности, а мамы действительно любят во всем помочь или сделать самой. Как всегда все начинать с себя, изучать методику и вводить в обычную, домашнюю жизнь, хотя бы в по некоторым доступным направлениям.
В группе ребенок тоже учится сам! В том то и дело, что в монтессори-группах они не делают все вместе одно и то же, они каждый делают то,что им хочется. Им не навязывают лепку или рисование. Дети сами выбирают. И вообще ребенку до 2-3 лет не нужны дети для компании, они играют одни. Взаимодействие и общие игры приходят годам к трем.
И, конечно же, дома тоже ребенок развивается. Нельзя все взваливать только на развивающие центры) мы и дома постоянно занимаемся
Алена, а я вообще не слышала про эту методику, неужели я древняя тетка? Хотя эта методика существует уже с 1907 года. Видимо просто не обращала внимание, что ли?А наука по моему очень толковая. Надо бы поинтересоваться есть ли у нас сады и Центры с такой методикой.
Ну ничего, не все же знать надо, нельзя объять необъятное)))) даже если нет центра, в интеренете очень много игр по этой методике. Ну и я буду здесь их освещать)
Методика Марии Монтессори впервые о такой слышу, было интересно о ней прочитать. Интересно, а есть ли в нашем городе такие центры, где учат по этой методике. Спасибо, за интересную статью!
я дочку уже полгода вожу 2 раза в неделю в развивающий центр по системе монтессори. Нам обеим очень нравится, она сама выбирает чем заниматься, а я помогаю, если ей нужна моя помощь. Очень здорово! еще хороши такие занятия разнонаправленностью получаемых навыков
Супер! вы молодцы) мы с сыном пойдем с осени, нам годик будет. А вы со скольки ходите туда?
I think that you could do with some pics to drive the message home a little bit, but other than that, this is great blog. A great read. I will certainly be back.
I’m wondering how I might be notified when a new post has been made. I have subscribed to your RSS feed which must do the trick! Have a nice day.
Методика Марии Монтессори | ДЕТИ — ЭТО СЧАСТЬЕ