Вальдорфская педагогика
Добрый день, друзья!
Я уже рассказала вам о методиках раннего развития Глена Домана, Марии Монтессори, Сесиль Лупан и Николая Зайцева. Все они разные, имеют свои особенности. Но в них есть одна общая черта — все эти методики направлены на раннее развитие детей, на их всестороннее обучение. Сегодня же я хочу рассказать о совершенно противоположной методике — педагогике Штайнера, или же вальдорфской педагогике. Наступило торжество тех, кто ратует за счастливое безоблачное детство ребенка без нагрузок, обучения и вообще каких-то поползновений в сторону научить ребенка чему-нибудь. Для них тоже есть методика — и главное её правило — полное неприятие интеллектуального развития (в нашем понимании, то есть счет, чтение, письмо) ребенка до школы.
Вальдорфская педагогика возникла около 100 лет назад. Её создал Рудольф Штайнер, открыв в Германии первую школу, в которой использовал свои принципы воспитания детей, основанные на антропософии. Антропософия — это религиозно-мистическое учение , «наука о духе», основанная Р.Штайнером с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека (википедия). А в 1925 году Штайнер открыл первый вальдорфский детский сад. В чем же основная идея педагогики Штайнера?
Принципы вальдорфской педагогики
Прежде всего эта система основана на уважении к детству и к свободе ребенка. Педагоги, работающие по этой системе, считают, что ребенка до 7 лет не нужно обучать чтению, письму, счету и не давать энциклопедические знания. Они считают, что в детском возрасте необходимо развивать духовный и творческий потенциал, природные способности ребенка. Основатель вальдорфской педагогики говорит:
«Следует как можно дольше оставлять ребенка в его нежном образно-сказочном мире, в котором он приспосабливается к жизни, дать ему возможность как можно дольше не расставаться с воображением, образностью, безынтеллектуальностью»
Сейчас в России работает около 70 вальдорфский групп детского сада и 25 школ. В детских садах одна важная цель: организовать работу так, чтобы развитие детей было полноценным и разносторонним. А главная задача педагогов — создать максимальный психологический комфорт для малыша. Все воспитатели в таких садах имеют психологическую подготовку и опыт работы с детьми, они могут найти подход к каждому ребенку. В вальдорфских детских садах группы разновозрастные. Дети учатся друг у друга за счет подражания старшим, а старшие учатся уважать младших.
Основные занятия в вальдорфских садах — освоение и изучение народной культуры и занятия изобразительным творчеством. Каждый день дети либо поют, любо рисуют, слушают сказки, танцуют. Часто инсценируют сказки и мифы. Дети живут в саду, как дома. Они учатся готовить, убираться, ухаживать за животными и растениями. Активно отмечаются в садиках праздники всех народов и религий (Пасха, Рождество, Масленница). Но вопреки мнению многих родителей, это все же не религиозные занятия, я знакомство больше с традициями.
Вальдорфские садики во многом отличаются от обычных. Главный запрет — это запрет на интеллектуальное развитие и обучение до 7 лет. Если педагоги узнают, что дома ребенка учат читать по методике Домана или считать по Шичиде, то посоветуют либо прекратить занятия, либо сменить садик. Второй запрет — СМИ, интернет, кино, радио — это слишком большая нагрузка на психику ребенка. И третья особенность — ребенка не оценивают и не дают оценку его действиям. Воспитатель в саду максимально редко говорит слово «нет» и «нельзя». Их можно говорить ребенку только в том случае, если совершаемое действие может навредить самому ребенку, другим или испортить вещь. Слишком большое количество запретов подавляет личность и тормозит развитие.
Чем же занимаются дети в вальдорфских садах?
1. Рисование. Дети учатся получать цвета всего из 3 основных — красного, синего и желтого и создавать картины.
2. Лепка. Но не по шаблонам, а именно то, что хочется ребенку. То есть они не лепят, сидя в кружочке, курочку, а каждый создает то, что хочет сам.
3. Игры с предметами. Дети наблюдают за тем, как прядут нитки, как пекут хлеб, растут цветы, обрабатывают дерево, ухаживают за животными — и учатся на наглядных примерах.
4. Развитие речи. Постоянно проводятся речевые упражнения, читаются потешки, стишки. Каждую неделю дети знакомятся с новой сказкой и показывают по ней спектакль.
5. Ежедневные занятия музыкой. Дети играют на инструментах в оркестре и поют.
Когда я читала и изучала эту методику, сначала мне все очень нравилось. Ну какой маме не захочется, чтобы её ребенка уважали воспитетели, относились к нему с заботой и профессионализмом. Но есть минусы, которые меня очень сильно оттолкнули от этой методики Штайнера:
1. «Нет» интеллектуальному развитию. Ребенок до школы не должен учиться читать, писать, считать по другим развивающим методикам. Чтение по Глену Доману, математика Шичиды, Система Интеллектуального развития Умница — все это лишняя нагрузка для ребенка. В итоге — он не может поступить в школу. Если родители планируют отдавать ребенка в вальдорфскую школу — проблем нет, но если в планах — обычная школа или гимназия — то это проблема…
2. Ребенку не даются энциклопедические знания о мире. Только то, что он может увидеть и сделать сам.
3. В таких садиках нет нормальных обычных игрушек. Только самодельные — из природных материалов(дерева и глины). Нет даже самых простых кукол, машинок, мягких игрушек.
Вот такая вот вальдорфская педагогика… а вы бы отдали своего ребенка в такой сад?
Сегодня довольно распространенное явление — экологические поселения в глуши, без телевизора, телефона, интернета… Наверное, родителям стоит задуматься, чем в будущем ребенок займется. Если в глуши будет делать собственный сыр из молока собственной коровы и наливать в собственноручно изготовленный из глины кувшин… Или его судьба — поддерживать определенные религиозные традиции…
Очень интересная методика, но интеллектуального развития там на самом деле не хватает. Я бы подумала, отдавать ли ребенка в такой садик.
Вот и я бы не отдала, но на самом деле этих садиков в Москве, например, очень много. Значит, пользуются все-таки популярностью……….
Вот да.. судьба у таких детей — либо навсегда в глуши, либо учиться уже в сознательном возрасте, когда можно уйти из этого селения…. хотя сейчас я бы сама годик пожила в таком поселении — без тв и телефона))))
Эстетическое воспитание детей, прививание ему чувства прекрасного — это очень хорошо, но сейчас настолько возросли требования к ребенку и знаниям, которыми он должен овладевать к определенному возрасту, что просто диву даешься как это они могут все в голове удерживать. В такой ситуации запрет на интеллектуального развития мне кажется чересчур, тем более без оценочное детство может плохо сказаться на ребенке, когда он выйдет в остальной оценочный мир. где оценки не всегда бывают актульными.
Прочитала статью… У меня противоречивое мнение по поводу вальдорфской педагогики. Конечно детей нужно и духовно развивать: сказки, рисование, лепка — это очень важное в воспитании ребенка, но я не понимаю Штайнера, чем же ему помешало интеллектуальное мышление: дошкольное обучение арифметики и т.д. Ведь все это можно спокойно совмещать.
Именно поэтому после таких садиков детям дорога только в вальдорфскую школу. Там тоже сначала оценки не ставят….
я рада, что Вы опять можете комментировать у меня, глюк прошел)))
Ну, видимо, в то время в Германии, когда создавались такие сады и школы, не так важно было заниматься интеллектуальным развитием. А сейчас некоторые родители тоже хотят подольше затянуть детство ребенку и не хотят нагружать детский мозг…
Я бы однозначно в такой сад своего ребенка не отдала, мне кажется, что в таких садах дети предоставлены сами себе, никакого вклада ни в творческом ни в духовном развитии,чем то попахивает сектанством, это мое сугубо личное мнение.
Да, кстати, я тоже во многих источниках читала, что их считают сектой))) хотя вроде это и не так. Но в любом случае я ЗА развитие ребенка, поэтому туда бы не сунулась
Для меня в этой методике огромным минусом является запрет на интеллектуальное развитие до 7 лет. В современных условиях это нереально и неразумно. Ведь потом для ребенка школа окажется огромным стрессом, он попадет в реальный мир неприспособленным.
Лина, для многих это минус, и это радует. Но есть и другие — те, кто отдает своих детей в эти садики
Двоякое ощущение от этой методики… Вроде бы и хорошо, что детки изучают житейский опыт, все на примерах… Но вот полный отказ от интеллектуального развития — огромный минус, конечно… Ведь детки в этом возрасте все как губка впитывают… И столько времени потерять зря… Я в целом не сторонница прям супер-пупер развития детей по всем методикам и т.п., но и этот вариант мне совсем не нравится
Вот да, Марин. Мне нравится, что детки очень хорошо развиваются творчески. Но как без чтения и математики?)))) мы уже с 7 месяцев учимся, а тут….. мне жалко тоже терять золотое время до 3 лет, когда мозг наиболее активно развивается и запоминает все, что ему дают.
так у них же до 6-7 лет ничего такого интеллектуального, да?
надо что-то среднее… вот может, Аленка, свою методику придумаешь? возьмешь лучшее из всех и соединишь в одну методику))
у них да, но мозг ребенка наиболее активно развивается в первые три года жизни, конечно, потом все тоже деть запомнит, но о-3 — золотые годы)
я подумаю над твоим предложением)))
Конечно, мы все с удовольствием проводим время в сети, но далеко не всегда — с пользой. Вот и я тоже. Редко попадается что-то действительно стоящее, что-то, что не только рассмешит, но и заставит задуматься. Этот пост как раз — одно из ркдких исключений, когда читаешь с удовольствием и что-то для себя выносишь. Спасибо автору.
Хм… Как раз на эту тему думал, а тут такой пост шикарный, спасибо!